ГлавнаяО школеПоселокГришевский округМетодикаДокументыПрофилиГостевая
 
 

            Документы 2012           

 
 

            

 

Утверждаю

Директор школы Донина Г.П.
 

Комплексная
программа
«Здоровье»
МОУ «Гришевская средняя
общеобразовательная школа»
на 2011 – 2016 год.
«Основы здорового образа жизни»
 

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении их здоровья.Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения здоровья населения руководствоваться положениями «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации».  В свете этого была разработана Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений (Касаткин В.Н., д.м.н). Программа «Здоровье» одобрена Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук.  Перспективной формой реализации задач охраны и укрепления здоровья школьников на нынешнем социально-экономическом этапе должна стать Федеральная целевая комплексная программа «Образование и здоровье», реализуемая в рамках нового этапа реформы образования в России. Механизмом реализации программы являются региональные целевые программы «Образование и здоровье», разрабатываемые совместно органами народного образования, здравоохранения и социальной защиты с учетом специфики региона, его потребностей, интеллектуального, финансового, информационного и кадрового потенциала.  Учитывая региональные тенденции формирования и протекания проблем связанных со здоровьем населения  была разработана региональная программа «Основы здорового образа жизни».

  

I. ВВЕДЕНИЕ

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось со­стояние их здоровья? Теоретически - да, практически - не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государ­ственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в ор­ганизме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением де­тей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства, как пред патологические и патологические состояния, которые специалисты увязы­вают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нару­шение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и со­ставляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низ­кой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как де­фицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образова­тельной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно спо­собствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адапта­ционных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

 

Образовательная среда - понятие ком­плексное. В него вхо­дит все, что окружа­ет ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, ос­вещенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверст­никами.

 

Многие параметры образовательной среды регламен­тированы санитарными нормами и правилами, которые яв­ляются обязательными и подлежат выполнению в ин­тересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, соцпедагог, медицинские работники и технический персонал.

 

Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа.

Американская Ассоциация Национального Здоровья

             Одна из самых болезненных проблем современно­го российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психи­чески и нравственно здоровом населении и драмати­ческой статистикой, сигнализирующей, что фактичес­кие показатели здоровья россиян находятся на угрожа­юще низком уровне.            Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо восприни­мать как социальный заказ общества институтам вос­питания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 10% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Рас­тёт число детей, употребляющих алкоголь, наркоти­ки, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Высокая интенсивность учеб­ного процесса часто не соответствует возможностям детского организма, а формы ею организации способ­ствуют развитию гиподинамии, что приводит к росту нервно-психических и сердечно-сосудистых заболе­ваний и их следствию — различным формам девиантного поведения.

            Гуманизация общества и школы формирует новую педагогическую парадигму. Педагогическая наука от­вечает её основным параметрам: гуманизм, личностно ориентированный подход, интерактивные и инновационные методы и технологии. Стратегическая цель об­разования — способствовать развитию и самоактуализации учащихся. Овладение знаниями, умениями и навы­ками рассматривается как средство для такого развития. Таким образом, и внешняя ситуация, связанная с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей, и интрапроцессы в теории и прак­тике педагогики ставят систему образования перед необходимостью активного внедрения воспитания куль­туры здоровья как важнейшей стратегической состав­ляющей целостного педагогического процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей и следующих поколений россиян. Не только дискретные здоровьесберегающие технологии, отдельные школы - центры здоровья, но и все структуры системы образования, все аспекты це­лостного учебно-воспитательного процесса нужно на­целить на формирование культуры здоровья.

             Необходимо менять ориентиры в системе образова­ния, и сверхзадачей любою урока, любых взаимо­отношений школы и школьника, любого админист­ративного начинания должна быть установка (как у врача) — "не навреди" физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.

В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к ре­шению проблемы здоровья в учреждениях образо­вания: профилактический, методический и формиро­вание здоровой личности.

Профилактический подход предусматривает пе­редачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья воспитуемых; работу по профилактике вредных при­вычек и возможных заболеваний. Это просвети­тельский и непосредственно обучающий подход, как правило, — сфера деятельности классных руководи­телей и школьных медицинских работников, учите­лей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, труда и др.

Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей сис­темы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение учащихся способам и приёмам взаимо­действия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим об­ществом и природой; формирование мотивации к самоактуализации и обучение навыкам самоорга­низации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для уча щихся..

Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, аттрак­тивная функция педагогической деятельности пред­полагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.

Третий подход— формирование здоровой лично­сти. Он включает в себя оба выше названных на­правления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличе­ние часов на занятия по физической культуре, вве­дение физкультпауз; развитие системы спортивных секций; вовлечение учащихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими уси­лиями медицинских работников и социальных педа­гогов, психологов, всех учителей и воспитателей, методистов законодательных органов и администраций всех уровней.

Исходя из этого, педагогический коллектив Гришевской СОШ, видя обозначенные проблемы здоровья учащихся, отводит себе особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения.

 

Блок I.  Гигиенические условия.

 

•1.   Шум

•2.            Освещенность

•3.            Воздушная среда

•4.            Размер помещений, кубатура

•5.            Дизайн, цвет стен

•6.            Используемые стройматериалы, краска

•7.            Мебель: размеры, размещение в помещении

•8.            Видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

•9.            Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

•10.    Качество  питьевой воды, используемой в школе

•11.    Экологическое  состояние прилегающей к школе территории

•12.    Состояние  сантехнического оборудования.

 

Блок II. Рациональная организация образовательного процесса.

 

Рациональная организация образовательного процесса – неотъемлемая часть всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Перегрузка детей школьного возраста учебными занятиями в школе и дома оказывает негативное влияние на их здоровье. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются ведущими факторами невротизации обучающихся. Для обеспечения нормальной деятельности ЦНС, поддержания высокой работоспособности, профилактики утомления и переутомления школьников объем учебной нагрузки должен соответствовать возрастным возможностям детей. Формирование школьного компонента и составление расписания уроков должно осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены (трудоемкости) каждого урока, соотношение количества уроков со статическими и динамическими  видами деятельности. Успешность адаптации детей к школе, состояние их физзическ5ого и психического состояния здоровья во многом определяются степенью функциональной зрелости организма ребенка и состоянием его здоровья. Большое влияние на здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и правила организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок и переутомления.

 

Блок III. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

 

Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе определяется: учебными программами по физической культуре; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В режиме учебного дня должна предусматриваться гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные перемены, ежедневный спортивный час в режиме ГПД. Во внеурочное время планируется проведение спортивных праздников и занятий в спортивных секциях. Ежемесячно организуются дни здоровья, в каникулярное время – спортивные каникулы или спортивные лагеря для отдыха детей. Уроки физической культуры должны быть поставлены в расписание так, чтобы приносить максимальную пользу занимающимся. Для этого необходимо, чтобы перерыв между занятиями был достаточным для восстановления ребенка, уроки должны проводиться как минимум через день.

 

Блок IV. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

 

Формирование культуры здоровья, ценности здоровья и здорового образа жизни занимает большое место в содержании образования школ, работающих над решением проблемы сохранения здоровья учащихся. Необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике.

 

Блок V. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами специалистами и родителями.

 

Для успешного формирования у учащихся культуры здоровья и потребности в ЗОЖ очень важен уровень компетентности преподавателя, необходимо планомерно осуществлять обучение самих педагогов в области ЗОЖ. Грамотность педагогов в области охраны здоровья, основ здорового образа жизни – основа эффективности проведения мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Положительным примеров в вопросах сохранения и укрепления здоровья для своих детей должны стать родители. Их осведомленность в вопросах здоровьесбережения будет способствовать формированию правильно отношения детей к своему здоровью, позволит предотвратить развитие у них вредных привычек и сохранить здоровье.

 

Блок VI. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

 

Неотъемлемой частью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, предоставление им своевременной медицинской помощи, учет детской заболеваемости и ее профилактика, поддержание психического здоровья учащихся. Детям со школьными проблемами должна быть предоставлена комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь. Для детей с ослабленным здоровьем необходима организация специальных медицинских групп.

 

 

 

II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в школе условий для сохранения укрепления здоровья обучающихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной,всесторонне-развитой личности.
     Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной це­лью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

III. ЗАДАЧИ

1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправ­ленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

IV. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

• учащиеся;

• классные руководители;

• учителя-предметники;

• медсестра;

• врач-педиатр, закрепленный за учреждением;

• врачи-специалисты;

• школьные специалисты (соцпедагог);

• родители.

                          

                 VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• Учебно-воспитательная работа - научно обоснованная и строго регла­ментированная.

1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для
учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к но­вым условиям

2. Валеологический анализ расписания уроков

3. Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4-е классы)

4. Организация перемен и создание на переменах таких условий,
которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов_________

5. Включение вопросов с определенной валеологической направ­ленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии и др._____________

6. Контроль за выполнением норм самообслуживания

7. Контроль за правильным использованием ТСО

8. Валеологический анализ урока

9. Повышение валеологической грамотности учителей

10. Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов

Сентябрь-ноябрь

 

 

 

 

 

Сентябрь-ноябрь

 

В течение всего года

 

 

 

В течение всего года

 

 

 

 

 

 

В течение всего года

 

 

 

 

Октябрь, декабрь, март

 

Декабрь

 

Январь

Май

 

Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на от­слеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под дейст­вием природных и социальных факторов среды обитания.

 

 

1. Создание «Паспорта здоровья»

Сентябрь-октябрь

2. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой}__

Октябрь-март

3. Проведение валеологической оценки степени трудности новых
учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к
функциональным возможностям учащихся разных возрастных
групп

Сентябрь-март

4. Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков
при зачислении их в школу (с учетом сложности программы обучения
учения)

Апрель - май

Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и свое­временное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспи­танников, а при наличии каких-либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

1. Плановый медосмотр

Сентябрь, январь

2. Мониторинг естественной и искусственной освещенности учеб­ных кабинетов

Сентябрь-октябрь

3. Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов

В течение всего года

4. Мониторинг санитарного состояния учебного помещения - ото­пление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализа­ция

В течение всего года

5. Плановая диспансеризация учащихся

Октябрь

6. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбаланси­рованность, правильность, сочетание продуктов)

Ноябрь-декабрь

7. Контроль за состоянием рабочей мебели

Ноябрь, февраль

8. Ознакомление педагогического коллектива с конечным резуль­татом медосмотра и диспансеризации

Январь, май

9. Плановая диспансеризация учащихся

Февраль-апрель

10. Контроль за недопустимым использованием вредных для здоро­вья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения

Март, апрель

Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа - скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укреп­ления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их эксперимен­тальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).

1. Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укреп­ления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса

Сентябрь-ноябрь

2. Обеспечение научно-методической литературой, учебными про­граммами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов

В течение всего года

3. Контроль за недопустимостью использования в отношении уча­щихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов

Декабрь-январь

• Информационно-просветительская работа - пропаганда здорового об­раза жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

1.

Использование различных форм массовой пропаганды здорово­го образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья

В течение всего года

2. Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформ­ление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание уча­щихся личным примером учителей (привлекательность внешне­го вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)

В течение всего года

 

 

 

 

VI1. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Функции медицинской службы:

• проведение диспансеризации учащихся школы;

• медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

• выявление учащихся специальной медицинской группы;

организация работы зубного кабинета

2. Функции директора и его заместителей:

• общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

• общее руководство по организации валеологической службы в школе;

• общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащих­ся в школе;

• организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

• организация контроля уроков физкультуры;

• обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

• разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физическо­го здоровья учащихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;

• организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

• организация работы психологической и социальной службы в школе.

3- Функции классного руководителя:

• санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профи­лактике частых заболеваний учащихся;

• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

• организация и проведение профилактической работы с родителями;

• организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД,  медработниками, наркологами;

э организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;

• организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

• организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащими­ся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

             VIII. СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлини­ка

Профилактика заболеваний, выяв­ление их на ранней стадии и свое­временное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

Взрослые районные поликлиники

Профилактика заболеваний, выяв­ление их на ранней стадии и свое­временное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

Детская стоматоло­гическая поликлиника

Профилактика заболеваний, выяв­ление их на ранней стадии и свое­временное лечение

Профосмотры и, при необходимо­сти, лечение

ГИБДД

Предупреждение детского травма­тизма

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся

ДДЮ

Развитие спортивно-массовой и оздоровительной работы

Участие учащихся школы в районных кружках и спортивных секциях, соревнованиях

 

КОНКРЕТИЗАЦИЯ   ОБЩИХ   ЗАДАЧ   ПО   ВОЗРАСТНЫМ   ГРУППАМ

Для учащихся 1-4 классов.

  - Дать ученикам начальной школы представление о значении занятий физическими упражнениями для развития человека, объяснить необходимость укрепления здоровья.
  - Прививать интерес к занятиям физическими упражнениями, прогулками, играми.
  - Знакомить учащихся с режимом дня, с элементами закаливания организма.
  - Выработать отрицательное отношение к пренебрежению спортом, правилами личной гигиены.

Для учащихся 5-9 классов.

    - Углубить понимание роли физической культуры в жизни человека, важности систематических занятий физкультурой для всестороннего развития личности.
    - Поддерживать интерес школьников к занятиям в избранных видах спорта, к многодневным походам, к участию в спортивных соревнованиях и праздниках.

Для учащихся 10-11 классов.

    - Выработать активное отношение учащихся к укреплению своего здоровья, к освоению программы начальной военной подготовки.
    - Развивать чувство ответственности во время спортивных соревнований.
    - Участвовать в мероприятиях по профилактике наркомании и табакокурения.

Виды деятельности.

    - Участия ребят в беседах, проводимых учителем и врачом, о значении занятий физическими упражнениями и прогулок на воздухе для укрепления своего здоровья.
    - Учащиеся с ослабленным здоровьем занимаются в подготовительных им группах.
    - Соблюдает правило личной гигиены, умеют оказывать медицинскую помощь, предупреждать спортивный травматизм.

ЦЕЛЕВАЯ   КОМПЛЕКСНАЯ     ПРОГРАММА

Направление деятельности

Задачи

Сроки исполнения

Ожидаемые результаты

Диагностическая деятельность

Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья.

2011-2016 гг.

Получение картины состояния физического здоровья детей, оптимизация форм спортивно-оздоровительной работы.

Урочная и внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность

Увеличение кружков и секций спортивной направленности, привлечение учащихся к занятиям в них. Повышения уровня профессионального мастерства учителей физкультуры.

2011-2016 гг.

Создание условий для физического развития учащихся. Подготовить физически развитую личность для служения Отечеству.

Соревнования и спортивные праздники

Отработка механизмов создания и подготовка сборных команд школы по различным видам спорта. Вовлечение всех учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность.

2011-2016 гг.

Приобщение учащихся к разным формам физической культуры.

Питание школьников

Улучшить питание детей в школьной столовой, т.е. разнообразие меню, витаминизация, нормы, калорийность.

2011-2016 гг.

Уменьшить рост заболеваний желудка.

Туризм и краеведение

Становление системы туристической, экскурсионной работы в школе. Проведение дней здоровья, прогулок в лес. Популизация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, туризма.

2011-2016 гг.

Формирование учащихся здорового образа жизни. Воспитание патриотизма.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Вовлечение всех учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность.

2011-2016 гг.

Формирование отношения  к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.

Профилактика заболеваний у учащихся

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Проведение бесед, лекций с медицинскими работниками.

2011-2016 гг.

Формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни.

 

                 IX. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» НА 2011-2016 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

I этап (2011/2012 уч. г.)

1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состоя­ния здоровья учащихся. Медицинская диагностика

 

Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Ком

плектации на их основе физкультурных групп

Сентябрь

1-11-й

Медицинская сест­ра, классные руко­водители, учитель физкультуры

2

Диспансеризация в детской поликлинике

Октябрь-февраль

1,5,7,9-й

Медицинская сест­ра, классные руко­водители, специа­листы поликлиники

3

Профосмотры старшеклассников во взрос­лых поликлиниках

Февраль-март

10-11-й

Медицинская сест­ра, классные руко­водители, специа­листы поликлиники

4

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь-апрель

2,4,6,8-й

Медицинская сест­ра, прикрепленный врач-педиатр

5

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Медицинская сест­ра, заместитель ди­ректора по воспита­тельной работе и зам. директора по безопасности

6

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1-11-й

Медицинская сест­ра, классные руко­водители, зам. директора по УВР

 

                        2. Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся.

1

Тестирование в рамках Комплексной про­граммы оценки психофизического состоя­ния и функционирования возможностей ор­ганизма человека

В течение года

1-11-й

Учитель физкультуры I

2

Психологический мониторинг здоровья уча­щихся: • тест на адаптацию в начальной школе, средней школе; • тест на тревожность

Сентябрь-январь

1,3,5, 10-й

Классные руководители

 

3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении

1

Эстетическое оформление класса и школы

В течение года

1-11-й

Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе

2

Рациональное расписание уроков, не до­пускающее перегрузок (соблюдение требо­ваний СанПиНа)

В течение года

1-11-й

Зам. директора по УВР

3

Смотр кабинетов, их соответствие гигиени­ческим требованиям:

проветривание; • освещение; • отопление; • вентиляция; • уборка

Ежедневно 1 раз в нед. 2 раза в год 2 раза в год Ежедневно

Все по­мещения

Заместитель ди­ректора по ВР, заместитель дирек­тора по безопасности, ме­дицинская сестра

4

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

Ежедневно

 

Заместитель дирек­тора по ВР, медицин­ская сестра

5

Диагностика загруженности учащихся до­машними заданиями

В течение года

 

Зам. директора по УВР

6

Организация активного отдыха на переме­нах

Постоянно

1-4-й

Классные руково­дители, педагог-организатор по спортивной работе

 

4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

1

Прививки детей согласно приказам Мин­здрава

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

 2

Профилактическая работа во время эпиде­мий

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

3

Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

 

                 5. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга.

1

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В течение года

1-11-й

Учитель физкуль­туры

2

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В течение года

1-11-й

Учитель физкуль­туры, учителя на­чальной школы, педагог-организатор

3

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и окружных соревнованиях

В течение года

1-11-й

Классные руково­дители, учитель физкультуры

4

Организация дней здоровья, прогулок, по­ездок, экскурсий

В течение года

1-11-й

Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе, классные руково­дители, учитель физической культуры

5

Работа спортивных секций

В течение года

5-11-й

Учитель физкуль­туры

6

Физкультминутки на уроках

ежедневно

1-11-й

Учителя – предметники и начальных классов

 

                                                    6. Профилактика травматизма

1

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, темати­ческие классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

В течение года

1-11-й

Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе, классные руково­дители

2

Тематические уроки по профилактике трав­матизма в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье»

По про­грамме

1-11-й

Преподаватель ОБЖ, преподава­тель биологии, учи­теля начальной школы

3

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

Сентябрь

1-11-й

Директор школы, классные руково­дители

4

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Медицинская сест­ра, заместитель директора по безопасности

 

 

 

          7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

1

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье»

В течение года

1-11-й

Преподаватель ОБЖ, учитель биопогии

2

Тематические классные часы

В течение года

1-11-й

Классные руково­дители

3

Тематические родительские собрания

В течение года

1-11-й

Классные руково­дители, замести­тель директора по воспитательной работе

4

Встречи с сотрудниками наркологического диспансера

По плану

8-11-й

Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе

5

Конкурсы, викторины

По плану

1-11-й

Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе, классные руково­дители

6

Лекции сотрудников Института гигиены и питания

По плану

6-11-й

Заместитель ди­ректора по воспи­тательной работе, классные руково­дители

II этап (2012/2013уч. г.)

На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения про­граммы «Здоровье» за 2011/2012 уч. г, будет разработана программа оздоровитель­ной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2012/2013 уч. г.

Заключение

Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает посто­янную работу по ее дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следую­щих задач:

• отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

• создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

• просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также
углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

Тематические классные часы 1-4-е классы

1. Режим дня.

2. Закаливание организма.

3. Культура поведения в общественных местах.

4. Культура поведения за столом.

5. Культура питания.

6. Мой друг - Мойдодыр.

7. Культура одежды.

8. Профилактика простудных заболеваний.

9. Береги здоровье смолоду.

5-8-е классы

1. Режим дня.

2. Что такое здоровье?

3. Способы укрепления здоровья.

4. Культура питания.

5. Культура одежды.

6. Гигиена мальчика и девочки.

7. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.

8. О вредных привычках.

9. О вреде никотина.

10. О вреде алкоголя.

11. Имя беды - наркотик.

12. Покончить с грубостью.

13. Определение здорового образа жизни.

9-11-е классы

1. Береги здоровье смолоду.

2. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.

3. Гармония тела.

4. Роль спорта в жизни человека.

5. Как одеваться: стильно, модно, удобно?

6. Система питания старшеклассника.

7. Культура гигиены девушки.

8. Культура гигиены юноши.

9. Покончить с грубостью.

10. Победить зло.

11. Стресс.

12. Традиции и табакокурение.

13. Исторические аспекты винопития на Руси.

14. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.

15. Почему принимают наркотики.

16. Когда возникает интерес к наркотикам.

17. Наркотики и их жертвы.

Тематика родительских собраний

1. Психологические особенности учащегося (по возрастам).

2. Режим дня и гигиенические нормы.

3. Режим питания.

4. Встреча с сотрудниками ПДН ОВД

5. Лекции нарколога

6. Семейные конфликты

7. Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.

Конкурсы, викторины

1. Конкурсы рисунков:

• «Осторожно, дети!» (по правилам дорожного движения);

• «Я за здоровый образ жизни!»;

• «Зеленая аптека».

2. Конкурс плакатов:

• «Жизнь без наркотиков»;

• «Нет вредным привычкам!».

3. Викторины:

• «Красный, желтый, зеленый»;

• «Кушайте на здоровье».

4. Ролевая игра «Суд над наркотиками».

5. Веселые старты.

6. Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».

7. Товарищеские встречи по разным видам спорта.


 

 

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Нарушение здоровья учащихся за период их обучения в школе - известный факт. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, по­стоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима школьной жизни, формирования культа здоровья.

1.ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспи­тания и обучения детей;

 подготовка педагогов по вопросам охраны здоровья детей; введение в содержание воспитания и образования детей знаний о своем здоровье и навыков ценностного отношения к нему; обеспечение двигательной активности детей;

 организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям.

В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

1 Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблю­дать режим труда и отдыха школьника.

2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвиж­ные игры.

3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не
более одной трети выполняемой работы в классе.

4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему
способствует удобное расписание уроков.

5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат
на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.

6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обти­рать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).

7. Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.

8. Следить за условиями теплового режима, освещенности классных поме­щений.

9. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных сек­циях, действующих в школе и вне школы.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здо­ровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастныхособенностей детей.

11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных
коллективах.

II. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

1-е полугодие

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

май

1. Организация дежурства по школе и по классам.

2. Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.

3. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объеди­нений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

4. Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способст­вующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.

5. Организация питания учащихся.

6. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

 

 

 

7. «Чистые пятницы».

8. Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.

9. Проведение оздоровительных мероприятий в ознаменование Всемирного дня туризма.

10. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

 

 

 

11. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здо­рового образа жизни. День здоровья.

12. Организация работы учащихся по благоустройству и поддержанию по­рядка на закрепленных участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Подготовка классов к зиме.

13. Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.

14. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здо­рового образа жизни. Физкультминутки (ежедневно). Подвижные игры на переменах (ежедневно).

15. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (системати­чески).

16. Родительский лекторий. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

17. Проведение мероприятий, приуроченных к празднику «День матери».

18. Проведение мероприятий, приуроченных к празднику «Всемирный день молодежи».

19. Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме «Всем – день некурения!» Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.

20. Экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Оказание помощи инвалидам и ветеранам ВОВ.

22. Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.

23. Физкультминутки и динамические паузы (систематически).

24. Стрелковый поединок.

25. Отчеты о проделанной работе по здоровьесбережению.

26. Планирование занятости учащихся в каникулярный период. День спасателя Российской Федерации.

27. Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвящен­ных Всемирному дню борьбы со Спидом.

28. Участие в олимпиадах, районных мероприятиях, предметных неделях. Первенство школы по баскетболу. Участие в районных соревнованиях по баскетболу. Физкультминутки, динамические паузы (ежедневно). Витаминизация питания учащихся. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Залив катка на территории школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-е полугодие

29. Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».

30. Кубок школы по спортивным играм.

31. «Веселые старты».

32. Соревнования по ОФП среди допризывной молодежи.

33. Месячник по военно-патриотической, оборонно-массовой работе.

34. Физкультминутки, динамические паузы.

35. Участие в лыжных гонках.

36. Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.

37. День защитника Отечества.

38. День вывода войск из Афганистана.

39. Соревнования по шашкам.

40. Соревнования по стрельбе.

41. Физкультминутки, динамическая паузы.

42. Витаминизация питания учащихся.

43. Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

44. Подготовка ко Дню здоровья.

45. Физкультминутки, динамические паузы.

46. Подготовка к игре «Зарница».

47. Благоустройство школьной территории.

 

 

 

 

48. Витаминизация питания учащихся.

49. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

50. Всемирный день здоровья.

51. Всемирный День танца.

52. Операция «Милосердие», операция «Память».

53. Благоустройство школы.

54. Первенство школы по кроссу.

55. Районные соревнования по легкой атлетике и другим видам спорта.

56. День здоровья.

57. Динамические паузы, физкультминутки.

 

 

 

 

58. Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.

59. Мероприятия, посвященные победе в ВОВ. Соревнования по ОФП. «Веселые старты». Проведение туристических походов.

60. Проведение конкурсов «Мама, папа, я - спортивная семья», посвящен­ных празднованию Дня семьи. День здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       Rambler's Top100  
Хостинг от uCoz