|
Утверждаю
Директор школы Донина Г.П.
Программа
«Патриотическое
воспитание учащихся
муниципальной Гришевской
средней общеобразовательной школы
на 2011 - 2016г.»
Введение.
Программа «Патриотическое
воспитание учащихся муниципальной Гришевской средней общеобразовательной
школы Подгоренского района на 2011 – 2016 годы» (далее именуется –
программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 октября 2010года № 795 «О государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на
2011 – 2016 годы». И постановлением Администрации Воронежской области
от 6 апреля 2006 года №257 «О реализации программы «Патриотическое
воспитание граждан Воронежской области на 2007 – 2010 годы».
Программа определяет
основные направления патриотического воспитания учащихся муниципальной
Гришевской средней общеобразовательной школы.
Актуальность
проблемы патриотического воспитания детей и молодежи.
В
последнее десятилетие в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации
населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти
изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и
образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания. В целях объединения усилий школы,
семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории
Гришевского сельского округа, жителей села в патриотическом воспитании
детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана
данная Программа.
Жизнь
общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и
обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные,
смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были
бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости,
встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач
является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая
процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без
наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему
гармоничной личности.
В
свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания
молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых
случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников
Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием
патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная
технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами
вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими
качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне
мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая
выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение
походы, состязания, военизированные игры.
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем
способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры
в планетарную устойчивость России.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем
системообразующим направлениям:
I
направление.
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное
направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость
нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти -
выставление почетного караула на братском захоронении, над которым
шефствует наша школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и
других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других
памятных местах).
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой
Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед
ветеранами войны и труда.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов,
просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других
праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
II
направление.
Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это “Зарница” и “Орленок”, которые в комплексе решают
задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания.
Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной
связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал
популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического
воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на
организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию
общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему
воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом
воспитании играют месячники оборонно-массовой и
спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты,
военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
III
направление. Взаимосвязь школьного коллектива и военнослужащих.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство кружками
и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей,
военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления
являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван
закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке,
привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на
практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами,
сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
Программа
по военно-патриотическому воспитанию учащихся школы
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и
разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического
воспитания в школе.
Цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
-
развитие у учащихся лучших качеств патриота России;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти,
примерах героического прошлого народа;
-
приобщение к традициям и богатейшей культуре страны;
-
совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей
развитие России как свободного, демократического государства;
-
формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных
обязанностей.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-формировать нравственное отношение к историческому героическому
прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
-
формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны,
народа, готовность защищать интересы государства;
-
развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому
прошлому;
-через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать
творческие способности учащихся;
-
вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на
милосердие, благотворительность, развивать у них общественную
активность;
-
развивать чувство национального достоинства на основе толерантного
отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального
экстремизма в молодежной среде;
-
воспитывать у молодежи непринятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать
физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за свое
здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий
спортом и физической культурой;
-физическое развитие
учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
-способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России.
ПРОЕКТЫ
1.«Память»
- акции, мероприятия, коллективные творческие дела направлены на
изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к
ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое
внимание – истории и событиям Великой отечественной войны (1941 –
1945 гг.).
2.«Великая
Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня победы
над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв
фашистского террора.
3.«Моя
семья, моя земля, моя Россия» - коллективное творческое дело,
мероприятия, акции отвечают задачам изучения, сохранения народных
традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих
соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание
следует уделить укреплению семейных традиций, воспитанию уважения к
старшему поколению, изучению истории семьи. Сюда же относятся и акции,
направленные на воспитание гражданской ответственности и развитие
социальной активности учащихся.
4.«Моя семья, моя земля, моя Россия»
- блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: помощь
ветеранам, пожилым и инвалидам, шефство над памятниками, мемориалами и
другая благотворительная деятельность.
5.«Защитники Отечества»
- содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и
деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите
Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание
уважения к военной профессии.
Программа рассчитана на
период с 2011 по 2016 год. В процессе реализации Программы
предполагается осуществить взаимодействие школы с органами
исполнительной власти Подгоренского района, РОВД, РВК, учреждениями
культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными
объединениями.
Механизм реализации
Программы.
Координацию деятельности
по реализации Программы осуществляет Совет по реализации программы
(далее именуется – Совет). Порядок выборов данного совета, равно как и
советов по реализации других школьных программ, определяется уставом
образовательного учреждения. В состав Совета могут входить участники
образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и
совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и
молодежи.
Совет определяет
содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их
выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение
эффективности в работе.
Основными исполнительными
мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Ресурсное обеспечение
Программы.
Финансирование Программы
осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств.
Контролирует и
отчитывается за использованные в ходе деятельности средства
председатель Совета.
План мероприятий
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Участники |
1 |
Совершенствование процесса патриотического воспитания. Работа по
патриотическому воспитанию в ходе подготовки к годовщинам победы
в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг. |
|
|
1. |
Организация ученической научно-практической конференции «Народ и
армия в Великой Отечественной войне». |
ежегодно |
Совет музея школы |
2. |
Проведение педагогического совета на тему «Воспитание гражданина
отечества на культурно-исторических традициях нашей Родины». |
ежегодно |
Педагогический коллектив школы |
3. |
Школьная краеведческая конференция «Край родной». |
ежегодно |
5
- 11 классы |
4. |
Проведение тематического лектория «Великие полководцы великой
войны», «Простой солдат уже герой!» |
ежегодно |
Совет музея школы |
5. |
Конкурс творческих работ «Дни далекой той войны в сердцах людей
навечно будут!» |
ежегодно |
5
– 11 классы |
6. |
Беседы о Великой Отечественной войне, тематические классные часы
«России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной
войне». |
ежегодно, по планам классных руководителей |
1
– 11 классы |
7. |
Традиционный конкурс плакатов «Нет войне!» |
ежегодно, апрель |
5
- 11 классы |
8. |
Подготовка тематических экспозиций и экскурсий по военной
тематике. |
ежегодно |
Совет музея школы |
9. |
Несение Вахты Памяти. |
ежегодно, февраль, май |
10
– 11 классы |
10. |
Подготовка концертов к памятным датам. |
ежегодно, февраль,май |
5
– 8 классы |
11. |
Акция «Поздравление»: «Письмо ветеранам», «Открытка ветеранам». |
ежегодно |
5
– 11 классы |
2 |
Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными
датами и событиями истории России. |
|
|
12. |
Тематические классные часы. |
|
1
– 11 классы
|
13. |
Участие в выставке творческих работ и других научных конкурсах,
посвященных Дню космонавтики. |
ежегодно, апрель |
7– 10 классы |
3 |
Мероприятия по совершенствованию работы организаторов
патриотического воспитания, учителей-предметников. |
|
|
14. |
Семинары МО классных руководителей. |
ежегодно, по графику |
Классные руководители |
15. |
«Гуманизация
и активизация патриотического воспитания учащихся школы», «Новые
технологии патриотического и гражданского воспитания». |
ежегодно |
Педагогический совет школы |
16. |
Проведение семинара «Особенности патриотического воспитания
учащихся». |
ежегодно |
Педагогический совет школы |
17. |
Цикл практических семинаров по патриотическому воспитанию в
рамках различных образовательных областей. |
ежегодно |
Классные руководители |
18. |
Использование государственной символики на всех мероприятиях,
изучение государственной символики. |
ежегодно |
Педагогический коллектив школы |
19. |
Организация сбора-поиска реликвий воинской славы, исторических
реликвий. |
ежегодно |
Совет школьного музея |
4 |
Проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад |
|
|
20. |
Конкурс «Знатоки истории». |
ежегодно |
3
– 4 классы |
21. |
Викторины «Великие люди России», «История государства
Российского», тематические «Что? Где? Когда?» |
ежегодно |
5
– 11 классы |
22. |
Участие в смотре-конкурсе школьных музеев. |
|
Совет школьного музея |
23. |
Викторина «Ратные страницы истории». |
ежегодно |
Совет школьного музея |
5. |
Историко-патриотические мероприятия |
|
|
24. |
Шефство над мемориалами и захоронениями воинов. |
ежегодно |
1
-11 классы |
25. |
Экскурсии по местам боевой славы . |
ежегодно |
2
– 11 классы |
26. |
Дни боевой славы. |
ноябрь, февраль, май |
Совет музея, совет старшеклассников,
5
-11 классы |
27. |
Традиционный урок гражданственности и патриотизма. |
1
сентября |
1
– 11 классы |
28. |
Участие во Всероссийских акциях . |
январь, февраль |
5
– 11 классы |
29. |
Проведение традиционного месячника военно-патриотической и
оборонно-массовой работы:
- соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- конкурс песни и строя;
- конкурс боевых листков;
- конкурс патриотической, солдатской инсценированной песни;
- вечер для старшеклассников «Я служить должен»;
- соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка, парни!»; «Меткий
стрелок»;
- спортивно-краеведческая игра;
- уроки мужества, посвященные памятным датам в истории нашего
края;
- торжественные линейки открытия и закрытия месячника;
-утренник-игра
«Наша армия родная" |
|
1
– 11 классы |
6. |
Забота о ветеранах |
|
|
30. |
Работа объединений «Поиск», «Память» . |
ежегодно |
Совет музея |
31. |
Проведение операций «Поздравление», «Открытка», сбор
гуманитарной помощи воинам. |
ежегодно |
1
– 11 классы |
7. |
Подготовка и проведение спартакиад, спортивных игр и
соревнований |
|
|
32. |
Участие школы в спартакиаде по игровым видам спорта. |
ежегодно |
3
– 11 классы |
33. |
Участие в соревнованиях допризывной молодежи. |
ежегодно |
9
– 11 классы |
34. |
Проведение первенства школы по различным видам спорта. |
по
плану физвоспитания |
3
– 11 классы |
35. |
Участие в спортивных играх |
ежегодно |
5
-11 классы |
36. |
Смотр-конкурс «Самый спортивный класс». |
ежегодно |
5
-11 классы |
37. |
Спортивная викторина «Россия олимпийская». |
ежегодно |
6
– 8 классы |
8. |
Реализация программы правового воспитания учащихся |
|
|
38. |
Проведение традиционной недели правовых знаний:
-
уроки «Знай и соблюдай законы»;
-
смотр-конкурс «Самый знающий правовед»;
- викторины правовых знаний;
-
встречи, беседы с инспектором и другими специалистами;
-
уроки-игры «Мир демократии: путешествие во времени»;
-
тематические классные часы и др. |
ежегодно |
1
-11 классы |
39. |
Игры на правовые темы. |
ежегодно |
5
-11 классы |
9. |
Организационные мероприятия. Управление и контроль. |
|
|
40. |
Корректирование плана реализации программы патриотического
воспитания учащихся школы. |
ежегодно, сентябрь, январь |
Администрация школы |
41. |
Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся
школы. |
ежегодно, май |
Администрация школы |
42. |
Проведение мониторинга воспитанности учащихся, в том числе
развития патриотического и гражданского самосознания. |
ежегодно, март |
9
-11 классы |
43. |
Привлечение к проведению мероприятий по патриотическому
воспитанию представителей ведомственных структур. |
ежегодно |
Администрация школы |
44. |
Подготовка распоряжений, приказов по проведению мероприятий
патриотического воспитания. |
ежегодно |
Администрация школы |
45. |
Анализ работы школьного музея «Патриотическое воспитание
учащихся через систему поисковой историко-краеведческой
деятельности». |
ежегодно |
Администрация школы |
46. |
Контроль вопроса «Патриотическое воспитание в курсе ОБЖ» |
ежегодно |
Администрация школы |
47.
48. |
Подготовка к инспектированию «Патриотическое воспитание учащихся
в системе гуманитарного образования».
Разработка
Положения и инструкций по охране труда при проведении
военно-спортивных игр на местности с учащимися школы. |
ежегодно
ежегодно |
Администрация школы
Администрация школы |
|
|